Женский взгляд
Главная » Дом » Дети » Как научить ребенка времени

Как научить ребенка времени

Время – понятие абстрактное. Мы не можем  его видеть, осязать, но мы ощущаем течение времени. Восприятие окружающего мира у дошкольников наглядно-образное, поэтому им сложно чувствовать время так, как его ощущаем мы, взрослые. Для детей свойственно относиться ко времени в привязке к конкретным событиям, например, это произошло, когда приезжала бабушка, это будет, когда пойдем гулять. Ребенок ориентируется в сутках по своему режиму, то есть, утро – это время, когда ребенок просыпается, а вечер – когда нужно ложиться спать. Для малыша вполне достаточно такого разделения времени, но чем старше становится ребенок, тем больше его потребность ориентироваться во времени, различать временные рамки.

Способы

С трехлетнего возраста необходимо вводить в общение с ребенком понятие времени. Общаясь с малышом, объясняйте ему, что события, которые произошли ранее – это прошлое. То, что происходит в данный момент —  настоящее,  а те действия, которые запланированы, но еще не произошли – это будущее. Например, рассматривая альбом с фотографиями, вы можете обратить внимание ребенка на фото, когда он был маленьким и рассказать, что это он раньше, в прошлом, когда ему был годик (полгодика, два годика и т. д.). Посмотрите фото родственников, которые приезжали в гости – это было раньше, они уже уехали – это прошлое. Комментируйте свои действия, показывая малышу, что это происходит сейчас, в данный момент, в настоящем. Например, мы одеваемся, кушаем, гуляем, играем и т.д.

Планируя какие-то мероприятия, привлекайте к этому и ребенка. Например, сейчас мы покушаем и будем играть, пойдем гулять, закончим играть и будем купаться, ляжем спать и т.д.

Постепенно вводите понятия дня – сегодня, вчера, завтра. Вчера приходила бабушка, сегодня мы дома, завтра мы пойдем в парк. Постепенно расширяйте временные рамки, например, планируя на несколько дней вперед – пойдем в гости через два дня.

В повседневном общении с ребенком вводите понятия дней недели (понедельник, вторник, среда… выходные). Сегодня, первый день недели, понедельник, сегодня мы идем в садик. Завтра, во вторник, приедет тетя. Научившись ориентироваться во временном пространстве, разделяя его на настоящее, прошлое и будущее, можно продолжать знакомить малыша с временами года и месяцами.

Времена года и ребенок

К пяти годам уже можно формировать у малыша понятия год, месяц, времена года. Дети ощущают мир через действие, ритм. Демонстрируя ребенку ритмичность в природе, вам будет легче объяснить, что означает каждый сезон в году. Для знакомства со структурой года по сезонам и месяцам, приобретите календарь. Лучше если это будет не отрывной календарь, а в форме плаката, где будет изображен весь месяц целиком. Выберите такой календарь, который сопровождается соответствующей иллюстрацией по сезонам. Увлекательно для малыша будет, если вы нарисуете такой календарь сами, используя описание природы — для ребенка это будет наглядным примером. Лето – красочные цветы, осень – деревья с желтыми листьями, зима – «голые» деревья, укутанные снегом, весна – зеленая листва. Отмечайте в календаре каждый день, так малышу будет легче понять временную структуру недели. Со временем, когда год пойдет по кругу, сезоны будут повторяться, то малышу станет понятен принцип цикличности в природе. Когда кроха освоит эти понятия, можно учить его времени по часам.

Как пользоваться часами

К шести – семи годам вы уже сформировали у малыша временное восприятие окружающего мира, выучили цифры и теперь можете учить его пользоваться часами. В данном вопросе главную роль играет последовательность действий и ритмичность происходящих событий. Каждое утро вы просыпаетесь в 8 часов, обедаете в 12, на прогулку идете в два часа дня, спать ложитесь в 8 или 9 часов вечера. Научиться различать время по часам лучше всего по часам с круглым циферблатом, потом, выучив и поняв каким образом день делиться на часы, вы можете пользоваться электронными часами.

Купите большой детский будильник, с четкими цифрами. Пусть этот будильник всегда будет на виду у малыша. Начать стоит со знакомства с часовой стрелкой. Нарисуйте с ребенком ваш распорядок дня, рядом с каждым действием изображайте часы, где минутная стрелка всегда бы находилась на двенадцати, а часовая стрелка изменяла свое положение. Например, просыпаетесь– 8.00, завтракаете – 9.00 и т.д. Когда ребенок научится понимать часы, можно вводить понятие половина часа, изобразить режим дня по такому же принципу – просыпаетесь 8.00, зарядка 8.30 и т.д. Также стоит внести понятие больше часа (двух, трех…), половина часа, почти час. Когда малыш усвоит эти, можете вводить понятие четверти часа. После этого можно изучить понятие минута. Сделайте большие часы с подвижными стрелками, покажите ребенку, как именно минуты образуют час. Обязательно спрашивайте ребенка, который час, сколько минут осталось до часа, сколько минут прошло после часа. Занимайтесь с ребенком в игровой форме — сделайте карточки с указанием времени и пусть малыш выставляет это время на циферблате.

Проявив терпение, постепенно и систематично осваивая понятие времени, вы научите ребенка не только правильно ориентироваться во временном пространстве, но и планировать свой день.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!
Поделись с другими
Система Orphus

Подпишитесь на обновления по email :

Добавить комментарий